ПРОФ. Ф.Н. КРАСОВСКИЙ О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ И КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ К ГЕОДЕЗИЧЕСКОМУ ПРОИЗВОДСТВУ!
07-11-2018В статье «О постановке высшего геодезического образования» Ф.Н. Красовский проводит оригинальное сравнение подходов к развитию геодезического производства в двух противоборствующих политических системах.
В капиталистических государствах правительственные организации отводят внимание геодезии и картографии, главным образом постольку, поскольку результаты геодезических и картографических работ необходимы для обороны государства. Хотя крупнейшие ученые этих стран достаточно ярко и неоднократно выясняли необходимость иного подхода при оценке значения геодезии и картографии в народном хозяйстве и в общем развитии науки о Земле, но при отсутствии народного хозяйства в капиталистических странах их голоса до сих пор там не услышаны. Частная собственность за свой счет организует нужные ей геодезические экспедиции для разведок полезных ископаемых, для геологических съемок, для использования водной энергии, для проложения новых путей сообщения; капиталисты же за свой счет отправляют дорого стоящие экспедиции из географов и геодезистов для обследований тех или иных районов в колониях. Но, конечно, подобное обслуживание геодезией и картографией запросов хозяйственных — непланомерно, случайно и имеет мало общего с той организацией геодезического и картографического дела, которая отвечает народному хозяйству и народной промышленности.
Некоторым исключением является Северная Америка, где уже пятьдесят лет геодезия и топография развиваются не только для обороны, но за государственный счет для целей общей геологической съемки этой страны. Однако и в САСШ внимание к геодезии и топографии со стороны государства маленькое, и расходы на геодезическое дело вряд ли составляют О,1°/0 всего бюджета.
В царской России геодезическое и картографическое дело служило исключительно для обороны и было поэтому сосредоточено в военных организациях: в Корпусе военных топографов и в Гидрографическом управлении (последнее, впрочем, вело ничтожные работы).
Такая целевая установка имела своим следствием то, что геодезически и картографически обслуживались в России лишь приграничные районы: снимались и переснимались Польша, Волынь, Бессарабия, Литва, Латвия, Финляндия; велись геодезические и топографические работы упрощенного типа в Туркестане, в пограничной полосе Сибири.
Вся остальная часть государства, т.е. 9О°/0 его территории, оставалась неизученной, ею не интересовались. Результат характеризуется тем, что по существу на современных картах СССР при надлежащем отношении к карте следовало бы оставлять белые места на 70°/0 общей площади СССР; что до 1926 г. по Московской губернии приходилось пользоваться упрощенной картой, составленной в 1843 году; что до работ 1928/29 г. река Колыма была нанесена на картах с ошибкой в 400 км. — и т. д. и т. д.
Социалистическое строительство, в противоположность капиталистическому, предъявляет к геодезии и картографии огромные и срочные запросы. По существу сейчас в СССР нет такого района, который не требовал бы нового геодезического и картографического материала, потому что даже в тундрах Сибири Комитет севера требует геодезических данных для учета территории и соображений по ее распределению в целях планового управления хозяйством кочующих племен; потому что в песчаных пустынях юга (Казахстан, Туркестан) под землей скрыты разные богатства, местоположение которых под толстым слоем наносов прежде всего выясняется геодезическими методами.
При социалистическом строе геодезия и картография стали именинниками, так как учет того, что имеется на поверхности и в недрах, немыслимый без геодезии и картографии, является первым шагом к плановым соображениям в реконструкции народного хозяйства и промышленности; потому что геодезические и картографические материалы дают необходимое основание для проектирований и сметных расчетов при организации и осуществлении современных крупных строительств, для разработки организационных планов сельского хозяйства; потому что только по геодезическим и топографическим данным можно точно учесть, какие изменения претерпит территория по проведении тех или иных промышленных, инженерных и сельско-хозяйственных строительств, как далеко скажутся эти изменения и т. д.
Главное геодезическое управление ВСНХ СССР является продуктом того отношения государства к геодезии и картографии, которое вытекает как необходимое из социалистического устройства СССР. В настоящее время ГРУ, пережив за первые семь лет своего существования влияние отголосков старого отношения к государственной геодезии и картографии и общие тяжелые последствия интервенции, имеет бюджет, который позволяет ему догонять САСШ, и собрало специалистов и оборудование в размере, позволяющем широко развертывать геодезические и картографические работы.
Но та дыра, которую в геодезии и картографии оставило в отношении запросов хозяйственной жизни царское правительство; с другой стороны: срочность запросов социалистического строительства, огромность территории, подлежащей геодезической обработке необходимость при наличии огромного отставания в геодезическом деле дать геодезические результаты ранее приступа к промышленным, инженерным и агрикультурным проектированиям; наконец необходимость вести геодезические работы в общей связи, двигаясь постепенно от изученных территорий к неизученным (необходимость, обусловленная научно-технической стороной дела),—все это ставит в настоящий момент геодезическое дело в СССР в условия очень трудные и притом проведение его наталкивается на обстоятельства, взаимно-исключающие друг друга: запоздание на 40 лет неминуемо требует проведения в огромном размере так называемых основных геодезических работ, которые дают необходимое научное обоснование и организующее начало последующим за ним работам топографическим, землемерным и картографическим, но результаты которых непосредственно в практических целях не используются; с другой стороны срочность хозяйственных запросов и отсутствие на ряд районов и даже областей хотя бы самых примитивных карт заставляют колебать основные принципы геодезии и картографии и исполнять геодезические работы срочно, не считаясь с тем, какая неразбериха может получиться, если на огромной территории организация этих работ будет заведомо неправильна. Какие могут быть выходы из создавшегося положения? Они намечаются следующие: 1) увеличение существующих кадров геодезистов и картографов; 2) применение новых методов работ; 3) новый подход к постановке и оборудованию геодезических работ и топографических съемок, характеризующийся перенесением в геодезию достижений обще-инженерной техники и усвоением геодезистами в специальных условиях их работ применения последних достижений инженерного искусства.
Царское правительство, по сравнению с другими государствами, в области геодезии сделало большой шаг вперед в том отношении, что признавало необходимость для России специального топографического и геодезического образования и содержало соответствующие специальные учебные заведения, отпуская на них вполне достаточные суммы и отлично их оборудуя. При огромности протяжения границ России иначе и не могло быть.
Из других государств специальное геодезическое образование ставилось и ставится только в Германии (если не считать миниатюрной школы картографов-топографов при Артиллерийском управлении в Англии). Но геодезический факультет в Германии, входящий в состав сельско-хозяйственного вуза, не дал и не дает деятелей для государственной геодезии и картографии, или, как мы говорим, для большой геодезии. Органическая связь этого факультета Германии с системой сельско-хозяйственного образования имела следствием то, что геодезическое образование, даваемое им, является полу высшим, и оканчивавшие этот факультет не допускались к службе в германское Геодезическое управление, а использовались главным образом в службе земельного кадастра как землемеры.
Это очень характерный пример, который приходится нам учитывать: симбиоз геодезического образования с сельскохозяйственным определенно приводит не к тому результату, который нужен для современного развития геодезических работ в СССР.
Комплектование геодезистов и картографов во всех Европейских государствах, кроме СССР, в общем идет таким образом:
а) некоторые из окончивших военную академию офицеров генерального штаба, получившие в академии общую подготовку по топографии и геодезии, переходят, вследствие склонности их к занятиям математикой и геодезией и при наличии у них, конечно, соответственных способностей, на службу в учреждение, ведающее государственными геодезическими и топографическими работами и состоящее обычно в военном министерстве; здесь в течение нескольких лет, совершенствуясь под руководством видных специалистов в теоретическом изучении высшей геодезии, математической картографии и практической астрономии, они участвуют в качестве помощников в полевых геодезических работах, в лабораторных исследованиях инструментов и в вычислительных работах по уравниванию триангуляций и нивелировок и проч., а также проходят цикл астрономических наблюдений, входящих в программу государственных геодезических работ, на одной из астрономических обсерваторий! эта подготовка в производстве, проводимая индивидуально дает на фундаменте высшего военно-инженерного образования отличные результаты, и во всяком случае впоследствии эти офицеры генерального штаба становятся организаторами и руководителями в геодезическом деле;
б)окончившие университеты молодые люди, оставаясь при кафедрах астрономии и геодезии, совершенствуются как ассистенты в практической астрономии, теоретической части высшей геодезии, в математической картографии и затем привлекаются на государственные геодезические работы в качестве астрономов, гравиметристов, для теоретических исследований в области обработки материалов высоко-точных геодезических работ и в качестве вычислителей.
Во Франции указанного типа комплектование геодезистов выполняется из питомцев знаменитой Политехнической школы.
В ОАСШ, где Геодезическое управление несет и обязанности по береговой съемке и исследованиям приливов и отливов, геодезисты выходят из гидрографов, из окончивших политехнические институты и физико-математические факультеты университетов; каким образом из этих лиц, не имеющих специального геодезического образования, отрабатываются геодезисты, — нам неизвестно, но, конечно, подготовка в производстве играет здесь видную роль.
Итак, во всех странах, кроме СССР, специального геодезического высшего образования не существует; но на основе очень солидного высшего военно-инженерного образования, или на основе солидного высшего инженерно-строительного образования, или на основе высшего физико-математического образования — отрабатываются индивидуально в геодезическом производстве и при использовании обсерваторий и лабораторий научных учреждений в нужном (но очень малом) числе геодезисты, используемые при этом в течение нескольких лет не на самостоятельных ролях; в бытность в высшей школе все эти лица получают по геодезии и топографии лишь общую подготовку, усиливаемую в некоторых инженерных школах специальными занятиями по практической астрономии и высшей геодезии; впрочем эта общая подготовка и в Германии и в САСШ проводится довольно солидно.
Как сказано, в России с 1895 года существовало специальное высшее геодезическое образование, которое до 1917 г. было военным; с 1917 года образуется геодезический факультет в Московском Межевом институте, в который вливается затем (в виде отделения) с 1923 г. и Военно-геодезическое отделение Академии генерального штаба; с 1922 г. открывается в Харькове Землеустроительный и геодезический институт, дающий также на своем геодезическом факультете специальное геодезическое образование.
Чтобы объяснить эту существенную разницу в подходе к комплектованию кадров геодезистов в СССР и во всех других государствах, приходится учесть следующие обстоятельства:
Организаторами топографических и картографических работ должны быть, конечно, лица с высшим техническим образованием; таких лиц выделяет в государствах Европы и в Америке среда топографов, так как в большом проценте она состоит из лиц с высшим образованием, обогащенным еще углублением после школьной скамьи в области высшей геодезии, геологии и географии; число таких организаторов топографических и картографических работ требуется—даже в Америке — очень небольшое, менее десяти на год, и поэтому здесь возможна индивидуальная переквалификация. Число потребных для СССР топографов — огромно, оно исчисляется в 2 000 чел., кроме того в наших условиях это будут лица с средним, хотя и специальным образованием; надлежащая работа этой массы специалистов средней квалификации потребует организаторов, обладающих высшим геодезическим образованием, но прошедших и достаточную топографическую подготовку; таких инженеров- геодезистов, организующих большие топографические съемки, вносящих в эти работы новые методы и оценивающих и сводящих в одно целое результаты топографических и картографических работ,, требуется не менее 100 человек, и конечно об индивидуальной их подготовке, а также и о перенесении основ этой подготовки в производство не может быть речи. С другой стороны, огромное отставание в геодезических работах, являющееся печальным наследием прошлого, заставляет в виду срочности запросов применять значительные отступления от классической постановки геодезических работ, т.е. целесообразно и не нарушая научных требований, приспосабливать геодезию к срочному проведению топографических и картографических работ, что практически требует полного понимания геодезистами условий и особенностей топографических съемок; мы не имеем, как в других государствах, исполнения геодезических работ вперед на- несколько лет до приступа к топографическим съемкам; наоборот нам всегда угрожает рогатая задача — провести топографические и картографические съемки, еще не имея окончательных данных по их геодезическому обоснованию.
Из всего сказанного вытекает вывод: инженер-геодезист в СССР, за исключением занимающихся только обработкой геодезических материалов, должен как общее правило располагать достаточной подготовкой и в области топографии и картографии; этот вывод отражен полностью в постановлениях 1-го Всесоюзного геодезического съезда в 1922 году.
Очевидно, таких геодезистов может дать только специальная высшая школа.
В основе подготовки геодезиста должны лежать обширные курсы по чистой и прикладной математике, специальный курс физики и общая подготовка по геодезии, топографии, картографии и практической астрономии. В ряде высших школ Европы и Америки эти условия соблюдаются полностью, и поэтому при ежегодной потребности в 10 геодезистов становится возможной та индивидуальная подготовка в производстве, о которой говорилось выше, без наличия специальной геодезической школы. Спешная подготовка по математике на наших инженерных факультетах, полное отсутствие на них циклов по практической астрономии и картографии, ничтожность проводимой подготовки по геодезии и топографии (за исключением Института инженеров путей сообщения) делают невозможной последующую переквалификацию этих питомцев наших инженерных факультетов в надлежащих инженеров-геодезистов. Физико-математические факультеты наших университетов (до сих пор по крайней мере) также не отвечали подготовке инженеров-геодезистов, так как готовили по одному в год кандидатов в ученых астрономо-геодезистов, исследующих фигуру Земли, но не знакомых с геодезическим производством государственной съемки; практическая подготовка по геодезии и топографии в наших университетах отсутствовала. Однако переквалификация лиц, окончивших физико-математические факультеты по специальности астрономической, может быть проведена в производстве — в направлении использования их не только как астрономов, но и математиков—вычислителей, работающих, однако по последней части под руководством полновесных геодезистов.
Число инженеров-геодезистов, потребных для осуществления пятилетки Главного геодезического управления и имеющих полную квалификацию, исчисляется цифрой около 600 человек; это число еще заметно возрастает при учете потребности Военно-топографического управления, экспедиций Геологического Комитета и НКПС, а также при учете потребности в руководителях землемерными работами НКЗема.
Конечно, приготовить специалистов в числе около 1000 человек и притом в своеобразной области, где тонкие теоретические познания должны выгодно сочетаться с организационными навыками и значительной практикой в точных работах, может лишь специальная высшая школа и притом достаточно мощная. Так как следующая пятилетка вероятно предъявит еще больший спрос на геодезистов в СССР, то несомненной является жизненность этой мощной школы на долгий срок.
Мощность геодезического производства в СССР и огромное значение геодезических и картографических работ в социалистическом строительстве обусловливают, кроме вышеуказанных причин методического характера, необходимость иметь в СССР мощную высшую геодезическую школу.
Особенностями постановки образования в этой школе должны быть в общей его части:
а) значительная подготовка по математике—чистой и прикладной,
б) специальные курсы физики, дающие подход к метрологии, гравиметрии и практической астрономии и включающие отделы инструментальной оптики,
в) особые курсы инженерной техники, позволяющие впоследствии геодезисту легко перенести в свое производство достижения общей техники — конечно через посредство соответствующих специалистов.
Из указанных трех пунктов первый обусловливается самой природой высшей геодезии и математической картографии; второй пункт особенно важен потому, что он обеспечит подход к геодезическому и картографическому инструментоведению и этим самым к освобождению нас от иностранной зависимости в деле изготовления точных инструментов; кроме того, использование геодезистом открытий физиков непременно приведет к существенному изменению методов полевых геодезических работ и следовательно к значительному повышению их темпа.
Но особенное внимание приходится уделить третьему пункту: при современной постановке образования геодезист, как преимущественно геометр, будет лишь исполнителем, но не инженером; если в Америке инженер любой специальности получает достаточную общую подготовку по геодезии и топографии, то геодезист, долженствующий быть инженером в своей специальности, обязан усвоить некоторые основы инженерной техники и получить навыки к использованию ее новых достижений. Только проведение этого условия даст нам новых инженеров-геодезистов, которые овладеют геодезически и картографически необъятной территорией СССР.
Этот подход в русской геодезической школе никогда не проводился. Надо сказать, что в военно-геодезической школе более упражнялись в астрономии и до 1923 года завершали образование при
Пулковской обсерватории; отсюда то следствие, что техникой в геодезическом военном деле ведали не геодезисты, а военные топографы, которые изобретали нередко разные кустарные приспособления. В Московском Межевом институте на его геодезическом факультете инженерная сторона организации геодезических и картографических работ также не нашла себе еще места, потому что она была заменена приложением геодезии к инженерному делу с устремлением на крупное участие питомцев института в инженерно-изыскательских работах. Но самое главное, что эти приложения геодезии в инженерном деле сосредотачивались на мелочных особенностях геодезических действий в изысканиях и не давали геодезисту общего инженерного мышления.
Этот порядок должен быть изжит. Задача обслуживания геодезией социалистического строительства требует, чтобы геодезист получил на школьной скамье инженерную зарядку, и чтобы затем в жизни он мог для любого района правильно сообразить, какие технические усовершенствования надлежит внести в геодезических работах, и по изготовлении этих усовершенствований другими инженерами сумел бы их правильно использовать.
Что касается специальных курсов высшей геодезической школы, то они должны быть поставлены соответственно делению ее на два факультета: астрономо-геодезический и картографо-геодезический; на первом факультете главными предметами являются низшая геодезия и топография с фотосъемкой, теория ошибок наблюдений, высшая геодезия, гравиметрия, практическая астрономия, геофизика, организация геодезических работ; на втором — топография и фото-топография, высшая геодезия с геодезической астрономией, математическая картография, геоморфология, геология, составление и редакция карт, издание карт. На том и другом факультете — летняя академическая и производственная практика должна быть более длительной в отличие от других высших школ на эту летнюю практику нужно отводить ежегодно около 10 декад цельным отрезком. Производство и в лице Главного геодезического управления имеет возможность поставить и ставит уже в действительности эту производственную практику в поле именно в указанных размерах.
На упомянутых двух факультетах могут быть поставлены специализации: на астрономо-геодезическом — по геодезическому инструментоведению, а на картографическом — по аэрофотосъемке, причем последняя специализация должна быть поставлена и дать геодезистов для руководства работами фото - топографов; в виду особого значения аэрофотосъемки для изучения необжитых районов, т.е. для составления карт, специализация входит в состав картографо-геодезического факультета.
Все сказанное выше достаточно убеждает, что в настоящее время надлежит приступить к существенной реорганизации существующего высшего геодезического образования.
Сожительство современных геодезических факультетов с землеустроительными факультетами не может быть признано нормальным. В школах сельскохозяйственных не может быть той атмосферы большой геодезии и точных наук, которая необходима для геодезических факультетов; сожительство с сельскохозяйственными факультетами сводится только к общей администрации и к желанию обратить геодезистов в землемеров. что и наблюдается в Германии, где геодезические факультеты при сельскохозяйственных школах, однако дают не настоящих геодезистов для государственной геодезии, а землемеров первого разряда для земельного кадастра. Важность и срочность геодезического обслуживания территории СССР требуют учета этого предостережения; отсутствие надлежащей инженерской зарядки на геофакультетах Московского Межевого института и Харьковского института, конечно, объясняется сожительством их с землеустроительными факультетами. С другой стороны, нахождение сельскохозяйственных вузов в ведении НКЗема имеет последствием непременно то, что существующие при них геодезические факультеты являются пасынками, им не отводится должного внимания, поскольку они работают главным образом на изучение естественных производительных сил, на добывающую промышленность, на использование энергетических ресурсов и на промышленное инженерное строительство.
Уничтожение земельных границ и индустриализация сельского хозяйства требуют составления агро-инженерных проектов и смет организации новых крупных хозяйств и комбинатов, а для этого, как и для всяких промышленных и инженерных проектов требуется общее геодезическое обоснование и точная топографическая съемка масштаба не крупнее 1:25 000, т.е. проведение сперва в данном районе работ Главного геодезического управления; исполнение проекта организации хозяйства в натуре потребует, между прочим, как и при исполнении проектов по любому строительству, землемерных и нивелировочных действий, базирующихся на точных геодезических данных ГГУ. При этом НКЗему будут нужны хорошей квалификации землемеры, но нужные НКЗему геодезические работы, заслуживающие именно этого названия, должны проводиться Главным геодезическим управлением ВСНХ. так как в этих работах преследуются общие цели, так как результаты этих работ будут потом использоваться всеми, а не только НКЗемом, который в данных условиях может предъявить к геодезическим работам (последние не следует, конечно, смешивать с землемерными работами) только легко осуществимые попутно дополнительные требования.
Итак, вопрос сводится к тому, чтобы Главное геодезическое управление своевременно обслуживало своими работами запросы НКЗема, т.е. к увеличению кадров геодезистов.
Изложенное выше достаточно убеждает, что геодезические факультеты должны быть выделены из сельскохозяйственных вузов, а следовательно и из ведения НКЗема СССР, с передачей их в Главтуз ВСНХ, т.е. в то ведомство, где находится и Главное геодезическое управление и Геолого-разведывательное управление и Горное управление, крайне заинтересованные в развитии геодезических и топографических работ повсюду, а не только на территории, годной для земледелия; в ВСНХ же сосредоточены крупные инженерные строительства, все лесное хозяйство и ряд промышленных предприятий, требующих срочно геодезических результатов.
Но огромное количество геодезистов, которых нужно выпустить в течение ближайших десяти лет, сложность и тонкость их подготовки, необходимость создания новых обширных лабораторий с площадью около 18 000 м2 и полевых станций и зданий вне Москвы для проведения летних практик и размещения на этих практиках студентов— все это заставляет уже говорить о создании находящегося в ведении Главтуза особого Геодезического института с двумя факультетами, как уже указывалось ранее, и с Военно-геодезическим отделением при нем.
Если в Европе геодезисты отрабатываются путем индивидуальной подготовки, то в СССР, где геодезии и картографии отводится заслуженно большое внимание, приходится также стремиться к этой индивидуальной подготовке. Отсюда понятна потребность в соответствующе оборудованных лабораториях. Но особенностью геодезических лабораторий является то, что в них работа должна приближаться к условиям геодезической работы в поле, т.е. эти лаборатории должны позволять, хотя бы искусственно, иметь расстояния в десятки метров, что приводит к обширности площади этих лабораторий.
Создание специального геодезического вуза, обусловленное огромностью подлежащих подготовке кадров, особенностью геодезического высшего образования и необходимостью внесения в него новых технических подходов, а также дифференциацией геодезического образования, отвечает еще требованию учреждения сети геодезических факультетов, которые явятся подсобными к этому Геодезическому институту.
Украина и Сибирь должны иметь свои геодезические факультеты, но лишь с одной специализацией— по основным геодезическим работам; ориентируясь на учебные планы Геодезического института, эти факультеты своими выпусками помогут обслужить именно Украину и Сибирь, причем, не заводя сами всего цикла геодезических обсерваторий и лабораторий, дорогостоящих и предъявляющих при постройке крайне специальные требования, путем командирования своих питомцев со старшего курса в Московский Геодезический институт, т.е. в его лаборатории, могли бы восполнять недостатки собственного оборудования, а может быть и преподавательского персонала.
С признанием значения геодезии и картографии в жизни и в строительстве СССР университеты — Московский и Ленинградский— пожелали завести у себя геодезические факультеты, базируясь на существующие астрономические циклы физмата. Астрономов в геодезическом производстве нужно, конечно, очень немного — 10-15 человек; кроме того, нужна в ГГУ астрономия как часть геодезии. Между тем в университетах всегда геодезия рассматривалась как часть астрономии и поэтому ставилась как маленький теоретический предмет, занимающийся теорией фигуры Земли. Таким образом во всем прошлом и в самые последние годы в университетах имели слабое представление о той геодезии, которая нужна социалистическому строительству.
Учреждение геодезических факультетов при университетах распылит и без того малый преподавательский состав и средства на оборудование. Целесообразнее, конечно, сосредоточить эти силы и средства. Говорить об отработке теоретиков по геодезии, для чего физматы возможно имеют наибольшие данные, также не приходится, так как такие теоретики должны образовываться из аспирантов Государственного научно-исследовательского института геодезии и картографии, состоящего при ГГУ, с использованием при этом кафедр физмата.
Проф. Ф. Красовский.